Как начать продавать на Озон?
Мировая ситуация с пандемией, смена приоритетов и направлений стали основанием для поиска удобных и прибыльных вариантов работы в интернете. Одним из таковых, является всемирно известная интернет-площадка Озон (формат-маркетлейса).
На тернистом пути к успеху, будущему продавцу нужно преодолеть несколько основных нюансов:
- Определиться, чем именно вы планируете торговать. Учитывайте тот фактор, что не будет лишним заранее ознакомиться с перечнем продукции, которой можно торговать на интернет-площадке, а которая категорически запрещена к обороту;
- сделать предварительные расчеты стоимости товара с учетом комиссии Озона, которая варьируется в пределах от 4 до 15%;
- выбрать схему продаж (одну из двух представленных);
- проанализировать ситуацию с необходимостью использования готовых модулей интеграции площадки, которые упрощают процесс работы и взаимодействия с покупателями.
1. Старт
Озон требует от потенциального продавца соблюдения определенных правил. Первое из них – это наличие документов, подтверждающих, что вы либо ИП, либо юридическое лицо. Если с этим вопросом проблем нет, то плавно переходим ко второму правилу – регистрации. Здесь все банально, открываем главную страницу, заполняем анкету, куда вносим личные/контактные данные и отправляем скан-копии обязательных документов. Для юрлиц – это устав компании, ОГРН, ИНН, а для ИП – это копии паспорта, ИНН и ОГРНИП. Когда все успешно загружено и отправлено, то остается подождать 1 или 2 рабочих дня на проверку и одобрение.
2. Оферта и электронные документы
Переходим к следующему этапу – принятию оферты. Говоря проще, это банальный договор-сотрудничества, заключаемый между сторонами, а в данном случае с одной стороны – вы (продавец), а с другой – сам Озон. Далее следует этап подключения к электронной документации. Это обязательное условие площадки, что дает возможность оформления поставок на озоновские склады и получения отчетов (ежемесячных). Есть вариант настройки интеграции со своим оператором, но это может усложнить процесс. Разобравшись с первыми двумя этапами можно переходить к третьему – созданию товарных карточек. Торговая площадка придирчиво относится к этому процессу и не принимает карточки, имеющие грамматические ошибки, рекламу либо логотипы. В случае выявления ошибок, вы получите сообщение.
3. Выбор схемы работы
Откровенно говоря, с этим вопросом желательно определиться заранее, но если такой возможности не было, то сделать это еще не поздно! Существует всего 2 допустимы варианта работы:
- продажи, осуществляемые со складов Озона (FBO);
- продажи, осуществляемые с собственных складов (FBS).
В чем разница? Если выбор падает в сторону торговли со складов Озона, то происходит следующее: основной поставщик транспортирует товарную продукцию на склады, а вся остальная ответственность возлагается на маркетплейс, включая процессы размещения товарных групп на сайте, приема оплаты, упаковывания и организации доставки. Существенный плюс этой схемы – наличие складов практически во всех городах страны.
Второй вариант тоже привлекателен и имеет свои преимущества. Вам, как продавцу, потребуется арендовать склад для хранения продукции, процессы упаковывания и доставки тоже ложатся на ваши плечи. Когда поступает заказ, Озон присылает вам уведомление, и вы начинаете заниматься вопросами упаковки, отгрузки доставки. Минус очевиден – аренда складов в разных городах.
4. Рекомендации начинающим продавцам
Прежде чем начать сотрудничество с Озоном четко определитесь чем будете торговать, входит ли эта продукция в перечень разрешенной и какой размер комиссии будет взымать интернет-площадка. Существует перечень категорически запрещенных к продаже товаров, товаров которыми можно торговать только с собственных складов, но с условием предоставления сертификата качества.
Каждая товарная категория имеет свой размер комиссионных и пороговой цены, например, минимум – это 4%, которые взымаются за продажи компьютерной техники, а максимум – это 15% за продажу интимных товаров.
Обратите особое внимание на расходы, связанные с оплатой возврата/доставки продукции. Эти показатели зависят от выбранной схемы работы, поэтому в некоторых случаях цены минимальные, а в других весьма спорные. Не менее важный момент – автоматизация работы. В решении вопроса можно прибегнуть к выбору готовых интеграционных модулей, что позволит свести до минимума ручную работу, связанную с заполнением товарных карточек, описанием, заполнением других документов.
5. Потенциал работы с интернет-площадкой
Все зависит от множества нюансов, например – правильно выбранной схемы работы, товарной категории, спроса, товарооборота. Некоторые продавцы утверждают, что проще и прибыльнее торговать со складов собственных, закупая товары у заводов-производителей и далее реализуя при помощи Озона. Другая часть онлайн-продавцов годами торгует с озоновских складов, ведет успешный бизнес, получает постоянную прибыть, наращивает обороты и просто радуется жизни.
Главное – построить четкую схему от начала до конца, провести детальный мониторинг каждого этапа работы с Озоном, взвесить свои реальные и потенциальные возможности, включая капиталовложение, провести предварительные расчеты. Этот кропотливый процесс поможет сделать правильный выбор торговли и даст толчок к дальнейшему развитию собственного бизнеса.
Говорить о том, что риск – это благородное дело не совсем верно. Скорее всего от того, как серьезно и ответственно вы подойдете к подготовительной части сотрудничества с площадкой будет зависеть последующая обстановка дел и их развитие. Поэтому следите, изучайте, считайте, размышляйте, анализируйте и в путь!