Как отслеживать продажи на Озон
Маркетплейсы становятся излюбленным местом для осуществления покупок даже для тех, кто раньше не доверял интернет-магазинам. А это значит, что все больше бизнесменов переходят на платформы электронной коммерции, чтобы налаживать новые каналы продаж. Сейчас наблюдается большая конкуренция во многих нишах, поэтому просто закупить партию и выставить товары на виртуальную витрину уже недостаточно. Селлеры должны привлечь и завоевать внимание потенциальных покупателей, в чем им помогают разные маркетинговые инструменты.
Согласно статистике прошлого года, пользователи маркетплейса Озон совершили свыше 220 млн заказов. Это дает понимание, что платформа точно знает, чего хотят ее пользователи. У Озон есть данные о покупательских предпочтениях. Если продавец будет регулярно отслеживать продажи, полученная информация даст ему много полезных сведений для оптимизации собственной торговой деятельности.
Селлеры должны мониторить следующие показатели:
- анализ продаж на маркетплейсе;
- актуальные остатки товара на складе;
- товарные категории, которые распродаются активнее в тот или иной период времени.
Также важно не забывать о внешних показателях рынка, таких как:
- общий доход в товарной категории;
- количество продавцов и брендов, реализующих подобные товары;
- конкурентная обстановка в нише;
- топовые позиции, которые приносят конкурентам наибольшую прибыль;
- продукция, которую лучше не продавать в определенный сезон.
Все эти сведения можно собрать, используя инструменты Озон в личном кабинете.
Как проводить анализ продаж в личном кабинете Озон?
Маркетплейс предоставляет селлерам свободный доступ ко внутренним инструментам для поведения анализа продаж и получения общей статистики. Чтобы отслеживать продажи, партнер должен быть зарегистрирован на платформе и авторизован в личном кабинете Озон Селлер.
Для оценки эффективности продаж предусмотрено два основных инструмента – графики и отчеты. Чтобы понять, как они работают, ознакомимся с каждым детальнее.
1. Графики
Данный раздел дает возможность отслеживать динамику и общие показатели ниши. В нем все данные визуализированы в виде наглядных графиков. Раздел состоит из двух подразделов – «Аналитика» и «Аналитика по кластерам».
Аналитика
Тут продавец сможет просматривать основную статистику по товарам на Озон. Функционал подраздела дает возможность:
- формировать отчеты по продажам за любые временные отрезки, к примеру, за месяц/квартал/полугодие/год;
- отслеживать динамику показателей продаж, происходящих за день/неделю/месяц;
- определять ключевые характеристики для анализа данных, к примеру, товарные группы или артикулы;
- отслеживать средние показатели числа продаж в конкретные дни;
- группировать продукцию по моделям, производителю, категории и пр.;
- следить за количеством просмотров карточек товаров, конверсий, отмененных заказов, анализировать и сравнивать полученные данные;
- выгружать необходимые графики в виде xlsx-таблиц.
Аналитика по кластерам
Кластеры представляют собой зоны доставки товаров продавца по складам. Одна кластерная зона может охватывать сразу несколько регионов. В данном подразделе продавец может узнать, покупатели из какого округа или даже города активнее всего заказывают его товарные позиции и на основе полученной информации просчитать стоимость магистрали.
Эта метрика крайне необходима тем, кто торгует со многих складов – чем дальше склад удален от заказчика, тем больше времени будет длиться доставка. Инструмент помогает селлеру снизить расходы на доставку путем более продуманного распределения товаров по складам на основе сведений, полученных из графика.
Анализ продаж на маркетплейсе позволяет отслеживать информацию по следующим показателям:
- количество заказов и выкупов;
- средняя сумма чека;
- общая сумма по заказанным товарам;
- число возвратов и отмененных заказов;
- процент затрат на логистику от общей выручки по доставленным и выкупленным товарам.
2. Отчеты
Через свой личный кабинет селлер способен выгрузить справочные данные в виде xml-документов или csv-файлов. В таких отчетах содержатся исчерпывающие сведения по определенному формату:
- Отчет по товарным позициям – в нем собраны Озон АйДи, описание, цена, комиссия, размеры, упаковка. С помощью данного отчета можно выяснить, какое количество товаров доступно для заказа, при какой стоимости они реализуются быстрее при учете скидок, а также сколько стоит такая же продукция на других маркетплейсах;
- Отчет по продажам со склада оператора – представляет данные в нескольких вариациях: остатки и товары на складе, прогнозируемый спрос для разных складов, оборот, выкуп товаров, распределение лимитов в разных регионах и пр.;
- Отчет по заказам для селлеров сотрудничающих с Озон по FBO, FBS и RFBS – включает информацию о заказах, а также дает портрет целевой аудитории продавца: предпочтительные методы оплаты, локализация, размер комиссии, цена доставки заказов и пр.
Зачем отслеживать продажи на Озон?
Прибегая к помощи инструментов аналитики, продавцы:
- Определяют товарные категории, которые эффективнее реализуются на том или ином маркете. Это крайне важно для окупаемости вложенных инвестиций. Если выйти на платформу без предварительного анализа рынка, высоки риски финансовых потерь. Аналитика важна не только для начинающих селлеров, но и для тех, кто давно торгует на Озон – она дает понимание того, какой товар пользуется наибольшим спросом в текущий момент, в каких категориях лучше расширять свой ассортимент и пр.;
- Отслеживать остатки товара на своем складе. Когда товары заканчиваются, карточка автоматически опускается в выдаче маркетплейса. Чтобы поднять ее обратно, придется вкладываться в продвижение и рекламу. Своевременное пополнение продукции на складе поможет избежать этого благодаря статистике по остаткам;
- Отыскать наиболее продуманную логистическую схему для своей товарной матрицы. К примеру, товары с высоким оборотом целесообразнее отправить на склад оператора и сотрудничать по FBO, чтобы маркетплейс сам обрабатывал, собирал и отгружал заказы. Если же продукция продается нерегулярно, то лучше выбрать FBS и не переплачивать за хранение.
Анализ продаж – это эффективный инструмент для оптимизации собственного бизнеса и использования всего потенциала торговой площадки Озон для получения максимальной прибыли.