Выгодно ли торговать на маркетплейсах?
Торговля на маркетплейсах – крутой вариант для тех, кто не весьма компетентен в вопросах экономики и менеджмента либо не желает вкладываться материально, во избегание рисков.
Чтобы оценить все выгоды работы с торговыми площадками, нужно проанализировать основные критерии.
Позитивные стороны торговли
Любой современный маркетплейс – это своеобразная онлайн-витрина с множеством заманчивых условий для пользователей. Обращаем внимание на 5 основных факторов, свидетельствующих о привлекательности предложений маркетплейсов:
1. Трафик.
Получение прибыли напрямую зависит от количества клиентов и оформленных заказов. Популярность торговой площадки является гарантом постоянного притока целевой аудитории. В сутки показатели варьируются от 5 до 7 миллионов посетителей, а значит есть все шансы на успешное и прибыльное ведение своего бизнеса.
2. «Быстрый старт».
Стать пользователем торговой площадки и начать торговать можно за несколько дней после регистрации и одобрения. Например, создание собственного сайта, его продвижение, финансовые вложения и другие сопутствующие мероприятия, отнимут в 2-3 раза больше времени.
3. География продаж.
Основная часть маркетплейсов не имеет ограничений с точки зрения географии продаж. Следовательно, пользователю предоставляется возможность торговать не только на территории своей страны, но и за границей. При этом нет необходимости вкладываться в продвижение своей товарной продукции и процесс организации доставки.
4. Мощная система аналитики.
Маркетплейсы создали удобный функционал для своих пользователей – аналитические сервисы. Находятся они в личном кабинете и помогают корректировать закупочный процесс, отслеживать потребительский спрос на конкретную группу товаров, анализировать прибыть и расходы.
5. Логистика + склады.
Отлаженная система логистики, собственные склады маркетплейса, многочисленные пункты выдачи оформленных заказов – все эти условия позволяют пользователям торговой площадки сократить расходы на транспортировку и содержание.
«Ложка дегтя» или негативные стороны торговли
Бессмысленно утверждать, что процесс торговли на маркеплейсах не имеет своих «минусов». Их знание поможет определиться с последующим выбором – начинать торговлю или нет.
1. Оплата комиссий.
По данным статистики, процент комиссионных маркетплейсов составляет около 38% (скидки не входят в расчет). Этот показатель варьируется в зависимости от того, какая операционная схема работы выбрана, маржинальность, категория товарной продукции.
2. Акционная зависимость.
Для увеличения потока клиентов маркетплейсы проводят регулярные распродажи (акции). В условиях сотрудничества об этом заявлено как о добровольном условии, но если пользователь отказывается, то его товарные позиции снижаются в поисковой выдаче либо перестают показываться потенциальным покупателям.
3. Конкуренция.
Торговая площадка – это множество продавцов, торгующих аналогичными товарами, а значит и конкуренция большая. Снизить ее возможно путем дополнительных вложений в продвижение своей товарной группы либо низкой ценой на продукцию.
4. Данные о клиентах.
Продавцы видят информацию о поступающих заказах, но при этом у них полностью отсутствует доступ к клиентским данным – номере телефона, email. Фактор полностью блокирующий возможность формирования собственной клиентской базы.
5. Отсутствие собственного бренда.
Проблема, затрагивающая интересы производителей. Они лишаются возможности торговать продукцией собственного производства под своим брендом. Такие условия обесценивают бренд производителя, что в дальнейшем влияет на спрос, прибыль, наличие повторных заказов.
6. Риски копирования бизнеса.
Существует статистика о создании маркетплейсами бизнес-клонов. На данный момент случаи единичные и коснулись конкретных брендов, чья продукция была выставлена под другим брендом, с другими ценами и условиями продаж. Неприятно, но факт…
7. Потеря управления.
На начальном этапе сотрудничества с маркетплейсами все происходит идеально и безоблачно, но постепенно пользователи теряют «рычаги управления» своим бизнесом. Происходит это за счет изменения условий, требований и других важных нюансов.
Кому на маркетплейсах выгодно торговать?
Обобщая все «плюсы» и «минусы» торговли на маркетплейсах можно сказать однозначно, кому именно будет это выгодно:
1. Молодой предприниматель или начинающая бизнес-команда.
В первую очередь, это касается людей, не имеющих соответствующего уровня компетенции в вопросах продвижения, развития, логистических процессов, хранения продукции. Маркетплейсы станут идеальной площадкой для старта и получения необходимого опыта, но возможно это до определенного момента. По сути, они занимаются слабыми сторонами вашего бизнеса, а вы занимаетесь только нюансами.
2. Проверка потребительского спроса.
Для тех, кто хочет проверить потребительский спрос на имеющийся в наличии товар либо небольшую партию и попробовать себя в роли товарного бизнесмена. Отличный вариант, практически лишенный рисков и не требующий вложений, по крайней мере на начальных стадиях. Единственный нюанс – придется попыхтеть на выборе условий продажи (операционная система), потому что на площадках много аналогичных товаров и нужно работать над спросом.
3. Торговля псевдобрендами.
Удачный вариант для находчивых и профессиональных продавцов, специализирующихся на приобретении псевдобрендовой продукции в Китае. На сегодняшний день маркетплейсы используют множество компаний-однодневок, продающих псевдобренды с маржой от 50 до 500%. Риски минимальные, а прибыль максимальная.
Дать однозначный ответ на вопрос выгодно ли торговать на маркетплейсах или нет, невозможно. Все зависит от правильного анализа факторов, выбранной стратегии, товарной продукции, желания или нежелания вкладываться в развитие и продвижение.