В чем разница между торговой маркой, брендом и товарным знаком
Метка:маркетплейс статьи
В сфере электронной коммерции часто можно встретить такие маркетинговые понятия как торговая марка, товарный знак и бренд. Дабы оперировать ими в корректном контексте, следует понимать, в чем разница между ними. Рассматриваемые нами три понятия друг от друга отличаются ситуацией и сферой применения. Ознакомимся с каждым подробнее.
Что такое торговая марка?
Торговой маркой называют сочетание определенных образов, ассоциаций и свойств, выделяющих продукт, который под ней продается, среди других, представленных на рынке. Брендирование любой продукции начинается именно с разработки уникальной торговой марки. Это своеобразная точка отсчета для любых последующих маркетинговых действий.
В ту минуту, когда производитель дает своему продукту оригинальное название, продумывает для него уникальное дизайнерское оформление, создает фирменный слоган и стиль, и рождается торговая марка. Сам товар в это время может быть абсолютно обычным и стандартным, то есть иметь подобные конкурентам характеристики, внешний вид, свойства и пр. Однако после того, как была создана фирменная «обертка», он обретает собственный неповторимый имидж. Именно эту особенность и подразумевает понятие торговой марки.
Что такое бренд?
Данное понятие очень схоже с торговой маркой. Однако есть определенная черта. Брендовыми принято считать товары не только с уникальным, отличающимся от конкурентов, образом. В данном случае важна узнаваемость, определенный имидж и популярность среди массовой аудитории. Проще говоря, бренд – это популярная и раскрученная торговая марка, которую знают и любят много людей.
Отличен бренд от торговой марки тем, что его фирменное брендирование, уникальный образ, дизайн и слоган узнаваемы среди целевой аудитории. Кроме этого бренд предполагает высокую лояльность и повышенный спрос любой группы товаров, на которых он указан.
Торговая марка трансформируется в полноценный бренд благодаря маркетинговому взаимодействию с целевой аудиторией. Это происходит тогда, когда потребитель узнает о ней (посредством рекламы, отзывов других людей, или увидел непосредственно в магазине) и запоминает. Можно сделать вывод, что как только торговая марка обретает хоть какое-то узнавание, она трансформируется в бренд, пусть и не сильно раскрученный. Чем больше повышается узнаваемость, тем значимее и серьезнее становится бренд.
Стоит отметить, что только в русскоязычной маркетинговой среде понятия торговой марки и бренда разделяют. В мировой практике есть только два отдельных определения – товарный знак и бренд. Отличия последнего от торговой марки настолько минимальны, что многие не видят смысла выделять ее в какое-то отдельное понятие.
Что такое товарный знак?
Совсем иное значение имеет товарный знак. Он представляет собой торговую марку, которую непосредственный правообладатель официально зарегистрировал в соответствующих государственных органах. Говоря простыми словами, товарный знак выступает своеобразным паспортом описанной выше торговой марки или бренда. Главная его задача – юридически защитить правообладателя от копирования названия, оформления, слогана продукта конкурентами.
Зарегистрированная таким образом торговая марка становится интеллектуальной собственностью правообладателя – частного лица, компании, производителя. Область использования как раз и отличает понятие бреда и торговой марки от товарного знака.
Зарегистрировать торговую марку можно тремя способами: в формате текстового, графического или комбинированного (текстового + графического) товарного знака. При этом не любой логотип или слоган будет считаться таковым. Если просто придумать нейминг или логотип для продукта, но не зарегистрировать соответствующим образом, любой конкурент сможет скопировать их.
Что может стать брендом?
Практически любой товар способен стать брендом – от конкретной личности да рулона туалетной бумаги на полке в супермаркете. Рассмотрим основные группы продуктов, которые способны обрести статус брендовых.
1. Товары массового потребления
К данной группе относится все, чем человек пользуется в повседневной жизни. Речь идет о продуктах питания, косметических средствах, бытовой химии, технике, предметах гардероба и т.д. У такой продукции должна быть зарегистрированная торговая марка, чтобы защитить ее от копирования, формировать узнаваемый имидж и гарантировать уникальность на рынке.
2. Товары рынка В2В
Статусная торговая марка на бизнес-рынке способна стать весомой составляющей репутации и имиджа компании. Это позволяет добиться позитивной динамики в плане продаж, заключать выгодные сделки с партнерами и поддерживать стабильность бизнеса.
3. Сфера услуг
От любой материальной продукции услуги отличаются своей нематериальной основой. Брендинг данной сферы играет очень важную роль, так как помогает создать абстрактный образ компании и оформить нематериальные услуги в понятные для клиента образы. Таким способом удается донести простыми штрихами сложно понимаемые выгоды, выделить преимущества и особенности услуг перед конкурентами.
4. Розничная торговля
Все компании, участвующие в цепи сбыта, в частности те, что занимаются розницей, тоже заинтересованы в брендинге. Собственная торговая марка формирует имидж уверенного игрока рынка, позволяет создать впечатление качественного сервиса, продукции и оправданной ценовой политики. Уверенный узнаваемый бренд позволяет такой компании создавать еще больше новых торговых марок. Благодаря этому увеличивается не только оборот и прибыль, но и присутствие на рынке, что дает возможность обойти конкурентов.
5. Программы и приложения
Брендирование IT компаний по созданию приложений и программ становится все более необходимым в связи с тем, что целевая аудитория значительное время пребывает в состоянии «онлайн». Чем более известна IT компания, тем больше ей доверяют и выбирают, а это отражается на прибыли. Эффективное взаимодействие с пользователями через сформированный образ бренда повышает спрос и помогает обойти конкурентов.
6. Персоналити
Общественные организации, люди и даже определенные места могут продвигаться как бренд. Брендирование персоналити предполагает создание неповторимого имиджа, образа, концепции, которых нет у других. Торговая марка в данном случае запрещает другим лицам пользоваться зарекомендованной репутацией определенного лица, например, знаменитости.