Эпидемия подделок на маркетплейсах – советы производителям и потребителям
Содержание
Ситуация с массовыми продажами подделок на маркетплейсах набирает обороты и создает множество проблем, как для производителей, так и покупателей. Это стало почвой для размышлений о контроле продаж товарной продукции со стороны производителей. Потребители также попадают «в западню», приобретая некачественный товар. Рассмотрим вопрос досконально и способы, которые помогут предотвратить негативные последствия.
Поддельная продукция на маркетплейсах
Маркетплейсы заняли основную часть интернет-рынка торговли. На их площадки ежедневно приходят тысячи продавцов и производителей, загружающих свой контент и товарную продукцию. Контролировать такой поток информации сложно и далеко не все маркетплейсы уделяют этому процессу должное внимание. У некоторых торговых платформ отсутствует модерация предварительного типа, поэтому оценить откуда продавец взял брендовую продукцию и ее качество весьма сложно. В итоге – страдают покупатели, приобретающие подделки и бренды, теряющие потенциальных и постоянных покупателей, вследствие появления недоверия, несут финансовые убытки.
Покупательская аудитория также меняет приоритеты, отдавая предпочтение официальным сайтам бренда или его офлайн-магазинам, либо анализирует показатели репутации конкретного маркетплейса. Позиция невмешательства со стороны маркетплейсов также изменилась. Если ранее они выступали в роли посредника между продавцами и покупателями, то сейчас онлайн-ретейлеры осознали масштабы возникшей проблемы и начали с ней активно бороться. Яркий пример маркетплейс Амазон. Для использования его услуг, продавец в обязательном порядке обязан предоставить разрешение официального характера от правообладателя, дающее ему право на использование товарного знака и продажу брендовой продукции.
Еще одна торговая платформа Wildberries борется с подделками и разного рода мошенническими схемами путем применения искусственного интеллекта. Маркетплейс Озон создал новый сервис – личные кабинеты бренда. Он предполагает:
- прохождение регистрации;
- предоставление документов, подтверждающих наличие права на использование ТЗ (товарный знак).
После этого производителю отправляется информация о продавце, конкретном товаре и его стоимости. При этом производитель получает право пожаловаться на продавца в случае, если он нарушает требования либо пытается продавать подделки. Если одно из условий игнорируется продавцом, то производитель сообщает об этом маркетплейсу для принятия соответствующих мер.
Как показала практика не все маркетплейсы готовы сотрудничать с производителями, а значит, производители и покупатели попадают в «зону риска» и вынуждены самостоятельно решать проблемы либо прибегать к помощи специалистов.
Способы решения проблемы для производителей и покупателей
Покупатели – первые кто попадает под удар при приобретении поддельной и некачественной продукции, но решить вопрос можно. Для этого необходимо обращать внимание на следующие моменты:
1.Отзывы о продавцах и товарной продукции.
Не стоит полагаться на то, что если продукция продается на известной торговой платформе, то это гарантирует защиту от подделок. Во всяком случае такие гарантии дают не все маркетплейсы. Следовательно, перед тем, как что-либо приобрести, не ленитесь читать отзывы про конкретного продавца и качество товаров, которыми он торгует. Если информации нет либо она краткая и лаконичная, то желательно поискать сведения о продавце в интернете. В первую очередь, следует ознакомиться с информацией на сайтах-отзовиках.
2. Низкая цена на товары.
Когда идет речь о брендовых вещах, то априори не может быть очень низких цен. Если продавец продает брендовую продукцию по странно низким ценам – это повод задуматься и проанализировать ситуацию. Исключениями могут быть сезонные скидки либо продажи по промо-кодам, но и то в пределах разумного. Процесс ценообразования включает в себя суммирование себестоимости и других важных показателей, поэтому если продавец предлагает цену ниже себестоимости – это явный подвох. Чаще всего поддельными либо контрафактными являются:
- аксессуары к одежде, одежда;
- аксессуары к смартфонам и айфонам;
- обувь известных брендов;
- косметическая продукция и парфюмерия;
- детские игрушки либо брендовая одежда для детей.
Намереваясь купить такие товары, нужно сто раз все проверить, а потом принимать решение.
Что касается производителей и их безопасности, то можно применять следующие тактики:
1.Присвоение уникальных серийных номеров своей товарной продукции.
Такой способ дает возможность производителям отслеживать пути движения товарной продукции, начиная от завода/фабрики, заканчивая конечным продавцом. Покупатели получают возможность получения информации о легальности приобретенной продукции или изделий путем введения серийных номеров на официальных сайтах производителей. Тактика действенная, но достаточно дорогая, и в большинстве случаев, отражается на цене товаров, поэтому используется редко.
2.Маркирование товаров/изделий.
В настоящее время во многих странах уже действуют правила, касающиеся обязательного маркирования выпускаемой продукции. По прогнозам в ближайшие 2-3 года этот процесс коснется большей части продукции. Соблюдение правил будет контролироваться специальными органами и едиными системами, что позволит свести на нет возможность продаж подделок и контрафактной продукции.
Пока этот вопрос не закрыт, а проблема полностью не решена, производителям и покупателям нужно быть максимально внимательными. Первым – находить общие точки соприкосновения с маркетплейсами и всячески препятствовать продажам подделок, вторым – тщательно проверять информацию о продавцах и продаваемой ними продукции.
Команда профессионалов нашей компании, готова в любой момент предоставить консультацию, оказать помощь на любом этапе работы с маркетплейсами либо взять контроль за деятельностью интернет-магазина на «свои плечи».