Как выбрать схему продажи на маркетплейсах?
Прибыльность и уровень развития бизнеса – факторы, показатели которых зависят как от правильного выбора маркетплейса, так и схемы продаж. Грамотный выбор схемы – это проекция на количество будущих продаж и получение прибыли.
Схемы продаж – основные модели
Формы сотрудничества с продавцами и схемы продаж в маркетплейсах имеют конкретное обозначение в виде аббревиатуры. Основной фактор объединяющий процесс – это место, с которого осуществляется фулфилмент. В переводе с английского, термин обозначает – исполнение заказа. Общее понятие фулфилмента – совокупность конкретных операций, происходящих с товаром/товарной группой. Суть в том, что всем логистическим процессом от «А» до «Я» занимается не продавец, а непосредственно оператор-фулфилмента. Предоставление такой услуги подразумевает заключение соответствующего договора и выполнение обязательств, связанных с:
· Приемом товаров. Работники склада добавляют в базу товары/товарные группы с последующим занесением в учетную систему. Может быть предложена дополнительная услуга оператора – собственная маркировка;
· Хранением на складах вплоть до момента поступления заказа на товар;
· Обработкой заказов – момент поступления заявки, сверка данных, передача товара для упаковки и отправки. Некоторые операторы предоставляют услугу видеозаписи процессов комплектации и упаковки, что дает возможность снизить к минимуму претензии со стороны покупателей при возникновении форс-мажорных ситуаций.
· Отправкой товаров. Этим процессом занимается сам оператор либо служба доставки, с которой заключен договор.
· Обработкой претензий либо возвратов от покупателей.
Как видите вариант достаточно удобный, но требующий анализа сопутствующих факторов – какие товары будете продавать, предполагаемый товарооборот, возможность дополнительных вложений.
1. FBO (фулфилмент от маркетплейса).
Такая схема продаж подразумевает выполнение функций фулфилмента самим маркетплейсом. Все что требуется от продавца – доставка товаров или товарной группы на складские помещения торговой площадки. Перед доставкой продавец обязан промаркировать и упаковать товары в соответствии с требованиями маркетплейса. Далее осуществляется прием товаров работниками склада. Когда поступает заказ они отвечают за процессы: сбора/упакования, доставки к непосредственному заказчику (покупателю), возврата/работу с претензиями.
Выбирая такую схему, продавец обязан обратить особое внимание на правильность оформления заявки на поставку и подготовку необходимой документации. Обязательно обзнакомиться с требованиями к поставкам на склады со стороны маркетплейса, дабы в будущем, избежать неприятных моментов сотрудничества.
Плюсы выбора представленной схемы – экономия на всех основных процессах, начиная от логистики и оплаты работы сотрудникам, заканчивая оплатой аренды за складские помещения.
2. FBS (фулфилмент от продавца).
Суть схемы – возможность хранения товаров на арендованном/собственном складе самим продавцом. На его плечи ложатся обязанности, связанные с самостоятельным приемом заказов; сбором отправок; упаковкой/маркировкой в соответствии с требованиями маркетплейса; подготовкой пакета сопроводительной документации; доставкой товаров в сортировочный центр торговой площадки либо отправкой на пункт-приема при помощи услуг курьера.
Перед осуществлением всех перечисленных действий, продавец в личном кабинете обязан указать информацию о складских помещениях. В процессе осуществления деятельности продавец регулярно предоставляет обновленные данные про остатки продукции при помощи API либо импортирует файлами-xls (возможности конкретной торговой платформы). При такой схеме маркетплейс занимается только вопросами организации доставки покупателям.
3. FBO + FBS (смешанный вариант)
Такую схему предоставляют большинство торговых площадок. Комбинированный вариант схем сотрудничества. При этом маркетплейств может предложить следующие условия для продавцов:
· возможность хранения части товаров на складах маркеплейса, а второй части у продавца;
· распределение частей товара на хранение, на усмотрение продавца.
На первый взгляд схема удобная, но прежде чем выбрать ее, желательно досконально разобраться во всех нюансах и «подводных камнях» этих схем по отдельности. Не будет лишним ознакомиться со всеми условиями сотрудничества со стороны маркеплейста.
4. Другие модели фулфилмента.
Существуют другие схемы сотрудничества, а их аббревиатуры самостоятельно выбирают торговые платформы. Популярным вариантом является сотрудничество по схеме «закажи – забери». Идеальная схема для продавцов, имеющих собственные, стационарно-розничные точки торговли, обустроенные пунктами выдачи товаров. Работает схема по следующему принципу:
· на маркетплейст продавец выгружает свои товары;
· фулфилмент выкладывает предложения на площадке, осуществляет прием заказов с передачей всех необходимой о них информацией;
· продавец подготавливает выбранный заказчиком товар, осуществляет его выдачу, принимает оплату и производит все необходимые взаиморасчеты с торговой площадкой.
Еще одна распространенная схема фулфилмента – FBY+ (поставка непосредственно под заказ). Она предполагает выполнение отгрузки товаров продавцом, когда поступает заказ от торговой площадки, а всеми сопутствующими вопросами занимается маркеплейс.
Есть схема DBS – схема для продавцов с расширенным функционалом. Маркетплейс используется только как витрина-онлайн. Все этапы начиная от приемки заказа, организации хранения, заканчивая маркированием и отправкой, возлагаются на фулфилмент-центр, с которым продавец заключает договор.
Как видите представлено множество моделей/схем сотрудничества, но FBO и FBS остаются самыми востребованными. Какой вариант подойдет для вас и будет наиболее выгодным – решать вам. Главное предварительно проанализировав факторы, промониторив ситуацию и взвесив все «за» и против»!